Итоги второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель» Яндекса показали, как много учителей подвержены профессиональному выгоранию. В тестировании приняли участие более 38 000 человек со всей России, из них более 1,5 тыс. – из Красноярского края.
По данным экспертов, профессиональное выгорание среди преподавателей более распространено, чем среди сотрудников бизнес-структур. В бизнесе это состояние испытывают 50% сотрудников, а среди учителей — 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. При оценке учитывались такие проявления выгорания, как эмоциональное истощение и усталость, равнодушное или негативное отношение к месту работы, недовольство трудовыми условиями и формальное отношение к выполнению своих задач.
По словам Ирины Похабовой, учителя начальных классов и директора МБОУ «Крутоярская СОШ» Ужурского района, наиболее подвержены эмоциональному выгоранию учителя со стажем, при этом решить проблему поможет работа с психологом или практические материалы, которые могут дать проверенные платформы для профессионалов:
«Я готова к изменениям, но в нашем плотном графике нужны такие онлайн-курсы, которые я бы могла изучить дома. Я бы пользовалась такой возможностью. Поддержка в виде мастер классов или интенсивов, возможно, найдет отклик у нашей «группы риска» в плане выгорания – у педагогов со стажем. Уверена, что таких найдется не одна сотня. Тем, кто давно работает в школе, нужен источник подзарядки и возможность получить ценный совет в связи с появлением новых технологий. У молодых, если они горят профессией, меньше шансов устать. Как по мне, лучший ресурс для педагога – это проверенная и практико-ориентированная информационная платформа», – рассказала Ирина Похабова.
Выяснилось, что на выгорание влияют неудовлетворенность условиями работы, нехватка амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Опытные преподаватели испытывают большее недовольство условиями работы, чем их начинающие коллеги. Так, среди респондентов, проработавших в школе более 31 года – недовольных 60%, тогда как среди тех, чей стаж меньше трех лет, этот показатель составляет 42%.
Наталья Путинцева, учитель иностранного языка МАОУ «Абанская СОШ № 3», Абанского района, Красноярского края, рассказала, что смена деятельности, профессиональное развитие и общение с коллегами помогают ей находить энергию и бороться с выгоранием на работе:
«На мой взгляд, есть несколько очень эффективных приемов, которые работают безотказно: это непрерывное образование, участие в педагогических проектах, программах, выступления на конференциях. Все это полезно, потому что новый вид деятельности отвлекает от привычного ритма, дает энергию: появляются новые знакомства, новые результаты. Я часто посещаю Яндекс вебинары и понимаю, что образовательные платформы онлайн уже сейчас помогают справиться с трудностями, а именно – снять часть нагрузки. Проверка упражнений, которые выполнили дети, проходит по одному щелчку мыши. Также существуют интерактивные тетради, где можно решать любое задание из учебника, учитель и в этой форме работы отслеживает только результаты», – поделилась Наталья.
У педагогов, которые находятся в острой фазе выгорания, резко падает эффективность, возникают конфликты с коллегами и родителями школьников. Учителя отстраняются от учеников и могут обесценивать их успехи, отмечают эксперты.
Исследование проводилось с целью понять понять текущее состояние школьных преподавателей и разработать для них методические и технологические решения проблемы выгорания. Для учителей, ощутивших на себе состояние выгорания, был разработан бесплатный онлайн-курс «Эмоциональное выгорание у педагогов».
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы. У учителей Красноярского края есть возможность принять участие в бесплатном Марафоне по функциональной грамотности.
Фото: pxhere.com
Другие материалы рубрики
состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию со дня образования ЗС края
Наши проекты